Государство и интернет: как меняется Рунет

Государство и интернет: как меняется Рунет

На заре Рунета градус свободы просто зашкаливал. Государство даже не рассматривало его как важную сущность. Но когда в интернет
начала перетекать экономика, у людей появились ценности владения не материальными, а цифровыми активами. Более того, через интернет люди начали объединяться, собираться и заявлять о своем мнении. Вот тогда-то и начало зарождаться понимание, что всю нематериальную сферу, где люди потребляют информацию, тратят деньги и создают группы, надо регулировать.

Как менялось регулирование интернета

Чтобы чем-то управлять нужно осязать, чем управляешь. Именно поэтому в 2016 был придуман “пакет Яровой”, который обязывал операторов связи хранить все звонки и сообщения пользователей в течение 6 месяцев. Но после подписания президентом выяснилось, что оборудования, способного хранить 455800 млрд минут голоса россиян не найдешь. Через 2 года чиновники решили, что нужно еще собирать и интернет-трафик, т.е. голосовые и видеосообщения, для которых требовалось ни много ни мало около 6460 млрд гигабайт только мобильного интернета в год. Естественно реальные мощности операторов не поспевали за предъявлениями чиновников, поэтому, хоть закон и приняли в 1016 году, он до сих пор не работает так, как планировали власти.

В 2020 году власти стали обсуждали очередную отсрочку исполнения закона и снижения сроков хранения до 30 дней. Тем временем операторы тратили миллиарды рублей, пытаясь исполнить требования чиновников, перекладывая конечную стоимость на тарифы пользователей. Когда именно техническая возможность позволит собирать всю информацию в российском интернете, никто не знает.

Если по сбору данных в России все понятно, то как быть с сервисами, которыми россияне пользуются за рубежом? Как выяснилось, в 2015 году были заложены семена, которые всходят сейчас: иностранные IT-компании, такие как Apple, Samsung, Lenovo, eBey, обязали хранить все данные о россиянах на серверах России. Из-за этого закона в 1016 году произошло событие, вписанное в историю Рунета: впервые заблокировали сайт, не связанный с криминалом – деловую сеть LinkedIn. В итоге, кто-то данные перенес, например, Alibaba и Apple, но Facebook и Twitter до сих пор этот закон игнорируют.

Стратегия государства “заблокировать, если не подчинишься” была бы успешной, если бы на пути не встал Telegram. Оказалось, что если заблокировать один из сервисов, то можно порушить много других сервисов, так и не выполнив задачу. Поэтому, если бы властям удалось точечно заблокировать Telegram, то разговоры с корпорациями были бы короче.

Российский интернет

В настоящее время обсуждается законопроект “о приземлении иностранных корпораций”. Что это означает и почему его поддерживают ЦБ, ФАС и Роскомнадзор?

Российская власть требует, чтобы корпорации прислали на нашу землю людей, через которых на эти же корпорации можно влиять. Иными словами, компании должны прислать заложников. Уже известно, что под закон попадают все сервисы, даже Википедия. В случае, если депутатам госдумы что-то не понравится в YouTube или Facebook, можно прийти к заложнику и заставить удалить информацию или заблокировать сайт за нарушение российских законов.

Если компания не станет исполнять требований (т.е. не пришлет заложника) или откажется что-то удалять, то такая дерзость будет караться вплоть до замедлениями траффика, блокировкой ресурса и ограничениями платежей.

А теперь самое главное. Как обычно, во главу угла становятся деньги. В законе “о заложниках” самое важное пункты это не блокировка, а запрет рекламы и ограничение платежей. Если закон реально начнет работать, то Google и все другие компании соберутся на планерке и начнут заполнять плюсы и минусы работы в России. В случае, если прибыль перевесит допрасходы, то представительства откроют. Для сравнения, в LinkedIn российских юзеров всего 2.5 млн, когда во всем мире их 433 млн. Т.е. судьбу LinkedIn решало всего 0.6% клиентов, а за такой мизерный процент вообще бороться не стоит. Но, например, в YouTube Россия занимает почетную пятую строчку по количеству юзеров, поэтому корпорация просто так с нашего рынка не уйдет.

Также стоит отметить, что к желанию контролировать нематериальный рынок подключается еще и ФНС, которая хочет знать, сколько в
интернете зарабатывают блогеры и платформы.

Роман
Оцените автора
Безопасник
Добавить комментарий