Судебные преследования растут, поскольку правительство усиливает борьбу с COVID-19, удаляя “фейковые новости”

 

Судебные преследования растут, поскольку правительство усиливает борьбу с COVID-19, удаляя "фейковые новости”

Россия вновь оказалась в центре международного скандала с “фейковыми новостями”. С февраля некоторые СМИ обвиняют Москву в развязывании информационной кампании по дезинформации о коронавирусе. На фоне этих заголовков легко упустить, что российское правительство тоже ведет войну,защищая собственную дезинформацию.

Согласно “Карте университета Джона Хопкинса”, в России зарегистрировано более 68 000 заболевших коронавирусом. В стране действуют строгие карантинные меры. Но в течение нескольких недель Россия была в меньшинстве, и, несмотря на то, что развернулась сравнительно большая кампания по тестированию, было зарегистрировано значительно меньше смертей, чем в других крупных странах, а также необычайно низкий уровень инфекции. Об этих данных много говорилось, и большая часть информации была посвящена эффективности российского испытательного оборудования. По состоянию на 21 марта в стране было зарегистрировано только 306 заболевших, но потом больницы быстро начали заполняться.

“У меня такое чувство, что они нам врут”, – заявила глава медицинского союза страны Анастасия Васильева.

По мере усиления паники в России, многие граждане стали сомневаться в официальных цифрах. Споры о вероятном количестве случаев заболевания в России оказались в центре внимания.

20 марта независимая радиостанция “Эхо Москвы” удалила запись разговора с политологом Валерием Соловьем. Требование поступило от Роскомнадзора, который 18 марта пригрозил отозвать лицензии российских информационных агентств или заблокировать их сайты, если они будут публиковать “фейковые” материалы о коронавирусе. Роскомнадзор пояснил, что он должен был “удалить недостоверную информацию, которая представляла собой массовое нарушение общественного порядка”.

В то же время интернет-издание в Магадане также попало в поле зрения Роскомнадзора. 20 марта газете “Говорит Магадан” угрожали большим штрафом в связи со статьей, в которой говорилось о смерти человека с Дальнего Востока, у которого было подозрение на коронавирусную инфекцию. И хотя факт заражения этого человека так и не был никем подтвержден, издание защищало свою публикацию: “либо больного не существовало вовсе, либо у него не было коронавируса, либо он не умер”.

Когда местное издание известной национальной газеты “Коммерсантъ” 12 апреля сообщило, что на одном из кладбищ в Уфе для жертв коронавируса уже подготовлено 1000 могил, его редакторы получили точно такой же звонок – Роскомнадзор потребовал удалить статью.

Журналистка “Новой газеты” Елена Милашина 16 апреля написала критическую статью о том, как чеченские власти справляются с кризисом, генеральный прокурор потребовал снять ее с публикации из-за неточностей. Позднее Милашиной угрожал лидер Чечни Рамзан Кадыров, а затем на нее было совершено нападение.

Эта борьба коснулась не только журналистов, но и блогеров. За последние недели несколько человек были обвинены в распространении так называемых “неподтвержденных новостей”.

В марте 2019 года в России вступил в силу закон против “недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом правдивых новостей”. Закон, который был введен наряду с запретом на “оскорбление” власти.

Закон против “фейковых новостей” наказывал штрафами. Но он очень редко и непоследовательно применялся прокурорами до марта этого года, когда количество судебных процессов по этому закону резко возросло.

1 апреля этого года Путин повысил ставки, подписав новый закон, согласно которому распространение “фальшивых новостей” считается уголовным преступлением. Он сопровождался еще одним законом, где нарушение карантинных мер тоже считается уголовным преступлением, если это влечет за собой смерть других людей. Уголовное наказание за “фейковые новости” теперь означает штраф в размере до двух млн. рублей и лишение свободы до 5 лет.

По словам Станислава Селезнева, юриста международной правозащитной организации “Агора”, один из самых важных моментов заключается в том, что власти должны доказать, что виновные знали, что информация якобы была ложной, прежде чем распространять ее. Это также позволяет властям наказывать только одного человека, а не целую цепочку людей, которые делились якобы “фейковыми новостями”.

Селезнев и его коллеги опасаются, что закон окажет негативное влияние на свободу слова. За почти месяц, прошедший с момента его вступления в силу, “Эхо Рунета” выявило не менее шести случаев возбуждения уголовных дел за распространение “фейковых новостей”.

Первое уголовное дело было возбуждено против петербургской жительницы Анны Шушпановой в связи с постом, который она сделала 2 апреля в группе “Сестрорецкий актив” ВКонтакте, где утверждала, что у пациентки местной клиники были обнаружены слабо выраженные коронавирусные симптомы, но позже она была отправлена домой на общественном транспорте. Павел Ясман, адвокат Шушпановой, рассказал “Медузе”, что дело непростое, учитывая невозможность доказать, что Шушпанова “сознательно делилась” фальшивыми новостями, т.к. считала, что ее источник полностью заслуживает доверия.

9 апреля полиция Санкт-Петербурга возбудила административное дело против Владимира Воронцова, который является администратором группы в популярной социальной сети ВКонтакте под названием “Омбудсмен полиции”. Автор утверждал, что 70% людей в институте ФСБ в Санкт-Петербурге были заражены коронавирусом. По данным РБК, Воронцов заявил, что впервые узнал о выдвинутом против него обвинении по телеканалу РТ и что “ВКонтакте” к тому времени этот пост уже был удален.

Совсем недавно в Сургуте 21 апреля молодому человеку было предъявлено обвинение в административном правонарушении за “фейковую новость” за то, что он в социальной сети утверждал, что местные власти не имеют права арестовывать неинфицированных людей за несоблюдение режима самоизоляции.

15 апреля был арестован 38-летний мужчина из Владикавказа за распространение в сети видео с призывом к гражданам выйти из изоляции, т.к. фейковый вирус не представляет никакой угрозы их здоровью.

Ясно, что российские власти не могут применить новый закон против каждого пользователя интернета с противоречивым мнением о коронавирусе. Возможно, они и не намерены этого делать: 15 апреля оппозиционный новостной сайт MBK-Media сообщил о документе, выпущенном Администрацией президента, в котором говорится о “демонстративном” применении закона о фейковых новостях в отношении “нескольких блогеров и нескольких СМИ”.

Таким образом, растущее число дел, связанных с коронавирусом, как административных, так и уголовных, заставило некоторых пользователей Рунета пострадать. Когда видеоблогер Александр Торн записал сатирическое видео, высмеивающее теорию заговора COVID-19, на него завели уголовное дело по новому закону.

Уже всему миру известно, что Российская власть нередко выступает против тех, кто распространяет нежелательную для них информацию. Но особенно тех, кто открыто ставит под сомнение государственный отчет о борьбе с вирусом или официальную статистику случаев заражения и смертей.

Роман
Оцените автора
Безопасник
Добавить комментарий