Что происходит с нашими данными в Метавселенной?

Что происходит с нашими данными в Метавселенной?

По крайней мере, с тех пор, как Марк Цукерберг объявил Метавселенную будущим социальных платформ, этот термин вошел в мейнстрим. Для некоторых эта идея вызывает ощущение золотой лихорадки. Другие менее подвержены эйфории. Один из них — Джеймс Арлен, главный специалист по информационной безопасности в Aiven, недавно созданном провайдере баз данных как услуги со штаб-квартирой в Хельсинки. Пространство Gopher, World Wide Web, Web 2.0 — 50-летний Джеймс Арлен уже воочию наблюдал ряд вех и изменений технологий. Он предполагает, что метавселенная — это то, что придет после социальной сети. Он видит это прежде всего как новый интерфейс, через который мы будем взаимодействовать друг с другом в будущем. Но будет ли это безопасным местом? Безопасны ли мы и наши данные в метавселенной?

Джеймс Арлен, главный специалист по информационной безопасности в Aiven
Джеймс Арлен, главный специалист по информационной безопасности в Aiven

В литературе метавселенная — обычная категория

Что происходит с нашими данными в Метавселенной?

Классическая фантастика Нила Стивенсона «Лавина» 1991 года считается рождением термина метавселенной. В романе люди бегут из реальности, отмеченной бедностью и насилием, в трехмерное виртуальное пространству, в котором они существуют как аватары. Не похоже на видение будущего, к которому стоит стремиться. Джеймс Арлен тоже так считает. Однако есть одно существенное отличие от идеи Марка Цукерберга: «В романе Стивенсона метавселенная управляется вымышленным эквивалентом IETF (совет интернета). Это общая собственность, а не экономическая концепция, реализуемая отдельными крупными компаниями. Так что можно сказать, что антиутопия в «Лавине» даже лучше, чем то, что задумал Facebook», — полагает Арлен.

Раньше существовал проприетарный (частный) веб-стандарт

Meta — не единственная технологическая компания, которая занимается Метавселенной. Fortnite, Roblox и Mircosoft — это лишь некоторые другие известные игроки, которые занимались этим направлением. Шумиха вокруг метавселенной в Кремниевой долине вездесуща.
Джеймс Арлен считает, что идея метавселенной, в которой пользователи могут перемещаться из Roblox в Fortnite и обратно через Facebook, на самом деле не поможет децентрализовать метавселенную. «Тот, кто контролирует стандарт, лежащий в основе принцип, в конце концов будет контролировать Метавселенную», — утверждает специалист.
В том, что проприетарные технологии формируют интернет, нет ничего нового — и нежелательно, как показал пример Adobe Flash Player, говорит Арлен. Adobe Flash обогащает интернет анимацией и интерактивностью с 1996 года. Плагин позволял транслировать видео и играть в онлайн-игры. Flash критиковали за серьезные уязвимости в системе безопасности. Также нельзя было получить доступ к Flash-контенту независимо от оборудования. В качестве альтернативы этой неадекватной проприетарной модели в 2008 году был опубликован открытый стандарт HTML5.

AR и VR играют центральную роль

AR и VR играют центральную роль

Угрожает ли нам второй Adobe Flash в будущем? «Очевидно, что Метавселенная станет будущим ядром бизнес-модели Facebook», — сказал Арлен. Facebook зарабатывает деньги на наших данных. Опасения: «Если Facebook предоставит не только стандарт интерфейса, но и необходимое оборудование, возможностей отслеживания будет больше».
Дополненная и виртуальная реальность и связанное с ней оборудование играют центральную роль в видении Цукерберга. В сентябре 2021 года группа представила Ray-Ban Stories, солнцезащитные очки, которые позволяют их владельцам слушать музыку, делать снимки и видео и делиться ими с помощью крошечной камеры, а также принимать звонки. Пользователи могут обрабатывать и загружать контент, созданный таким образом, с помощью приложения Facebook: Facebook View. По словам Марка Цукерберга, Ray-Ban Stories — это веха на пути к иммерсивным очкам AR. Умные очки открывают для Meta новые возможности по сбору данных не только о своих пользователях, но и обо всех людях, находящихся поблизости. Согласно сообщениям, Facebook даже рассматривал возможность оснащения очков технологией распознавания лиц.

Ray-Ban Stories
Ray-Ban Stories

Есть ли шанс на открытый стандарт?

Арлен считает маловероятным, что Meta предоставит открытый источник этих технологий. «Инструменты с открытым исходным кодом Facebook великолепны, но ядро, платформа не является открытым исходным кодом», — продолжает он. Тот факт, что Facebook придерживается наших данных, является центральным аспектом их бизнес-модели, который они добровольно не раскрывают.
«Честно говоря и с большим оптимизмом, конечно, можно предположить, что Facebook опубликует стандарт, чтобы можно было погрузиться в Метавселенную, используя альтернативное оборудование и программное обеспечение», — говорит специалист.
Он не считает саму идею метавселенной плохой. Однако будущее проекта сильно зависит от деталей реализации. И будут ли операторы контролировать контент и доступ к приложениям, или все это будет открытым, говорит Арлен. Он проводит параллель с веб-браузерами: «Существует бесчисленное множество различных браузеров, через которые мы можем получить доступ к сети». Это работает, потому что существует открытый стандарт. «В основе всех этих браузеров лежит открытый исходный код. При желании мы можем взглянуть на исходный код, лежащий в основе. Это дает нам возможность доверять этому интерфейсу», — поясняет эксперт.

Может ли законодательство идти в ногу с развитием таких технологий?

По словам главного научного сотрудника Facebook Майкла Абраша, потребуется не менее пяти-десяти лет, прежде чем очки AR от Meta будут готовы к выпуску на рынок. Эксперт по метавселенной Мэтью Болл также считает, что необходимо разработать бесчисленное количество технологий, прежде чем мы сможем говорить о реальной метавселенной.
«А пока что-то может пойти не так», — говорит Джеймс Арлен. По его словам, общий регламент ЕС по защите данных (GDPR), например, считается одним из самых строгих законов о защите данных в мире. Но GDPR всего несколько лет назад, в таком виде его не было. Канадский закон о конфиденциальности был принят в 2001 году и на несколько лет отстал от интернета. GDPR не зависит от конкретного интерфейса, теоретически он также может применяться к метавселенной. Вопрос в том, сможет ли регулирование идти в ногу с будущими разработками в области AR и VR
«Отслеживание, анонимность или право на забвение — сегодня все выглядело бы иначе, если бы GDPR был включен в разработку протокола передачи данных в интернете http в 1991 году», — уверен эксперт по безопасности. Последние 20 лет показали, что «к этим вопросам нужно внимательно относиться». К сожалению, более вероятно, что все вопросы будут рассмотрены только ретроспективно.
В конечном итоге невозможно предсказать, какое влияние новые технологии окажут на общество и как они будут использоваться. «Важно, чтобы мы критически ставили под сомнение новые разработки», — говорит Арлен. «Мы должны узнать, как работают технологии, которые мы используем каждый день, чтобы не позволить Метавселенной стать чем-то, чего не хотел никто, кроме Facebook», — заключает специалист.

Исхаков Максим

Руководитель информационного портала "Безопасник". Директор компании по продаже и установке систем безопасности.

Оцените автора
Безопасник
Добавить комментарий