Все хотят попасть в Метавселенную – но что это на самом деле?

 

Все хотят попасть в Метавселенную - но что это на самом деле?

В апреле 2021 года производитель Epic Games объявил о раунде финансирования в размере одного миллиарда долларов. По словам главы компании Тима Суини, деньги будут использованы для реализации долгосрочного видения Метавселенной. Несколько месяцев спустя глава Facebook Марк Цукерберг сказал инвесторам, что в будущем гигант социальных сетей станет компанией Metaverse (в переводе «Метавселенная»). Руководитель Microsoft Сатья Наделла также объявил, что его компания хочет построить «корпоративную метавселенную».

Метавселенная: модное слово, маркетинговый трюк, возможность

научно-фантастический роман Нил Стивенсон 1991 года «Лавина»

Термин «Метавселенная» впервые был использован в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона 1991 года «Лавина». Автор этого культового произведения в жанре киберпанка описывает метавселенную как некую глобальную виртуальную реальность, в которой люди ходят как аватары. Все это чем-то напоминает сегодняшние массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры. Только нет игры, нет рекорда, нет поставленной цели. Скорее, Метавселенная структурирована как цифровая альтернатива физическому миру.
На первый взгляд, основная концепция не сильно отличается от того, что писатель-фантаст Уильям Гибсон назвал киберпространством в начале 1980-х. Но мы уже давно используем этот термин для существующего ныне интернета – и, следовательно, для таких обыденных вещей, как покупка вещей в Zalando или обмен фотографиями из отпуска в семейной группе в Whatsapp. Таким образом, этот термин может лишь в ограниченной степени стимулировать воображение инвесторов.

На что надеется Кремниевая долина от метавселенной?

Все хотят попасть в Метавселенную - но что это на самом деле?

Чтобы понять, чего Цукерберг и Суини ожидают от Метавселенной, нужно изучить тексты венчурного капиталиста Мэтью Болла. Его эссе «Метавселенная: что это такое, где ее найти», опубликованное в 2020 году, получило множество похвал от обоих руководителей и, по сообщениям СМИ, было даже объявлено обязательным для чтения для сотрудников в Facebook. В то время как в тексте говорится, что «полное видение метавселенной остается трудным для определения и фантастическим», Болл тем не менее определяет семь основных атрибутов метавселенной в своем эссе.

  1. Метавселенная никогда не может быть приостановлена. Она просто продолжается.
  2. Все происходит онлайн. В Метавселенной, как и в реальном мире, есть ограниченные по времени события. Однако метавселенная в целом происходит в реальном времени.
  3. Максимального количества участников нет.
  4. У Метавселенной своя экономика. Фирмы и частные лица могут инвестировать, покупать, продавать и получать оплату за работу в метавселенной.
  5. Метавселенная охватывает не только физический, но и цифровой мир. В Метавселенной также есть открытые и закрытые платформы.
  6. Цифровые объекты в метавселенной взаимозаменяемы. В качестве примера он приводит объекты из видеоигр, которые сегодня можно использовать только в соответствующей игре. Однако в метавселенной, по словам Болла, всегда есть возможность использовать эти объекты в другом контексте.
  7. Метавселенная полна контента и «опыта», созданного отдельными людьми, частными группами или компаниями.

Если не считать перехода к виртуальной реальности, Метавселенная не будет сильно отличаться от сегодняшнего интернета. Но это охватило бы гораздо больше сфер нашей жизни и, таким образом, еще больше изменило бы сферу труда. В качестве примера Болл приводит компании, которые уже используют гаджеты в более бедных странах, чтобы заработать внутриигровые объекты, которые затем продаются игрокам из более богатых стран.
«Хотя эта «работа» обычно представляет собой обычную повторяющуюся деятельность, ограниченную несколькими приложениями, разнообразие и ценность этой «работы» будут расти вместе с самой метавселенной», – утверждает специалист.
Болл ожидает, что Метавселенная принесет даже больше доходов, чем интернет. «Ценность быть важным участником, если не движущей силой, в такой системе очевидна – сегодня нет «хозяина» интернета, но почти все ведущие интернет-компании входят в 10 самых ценных публичных компаний в мире», – сказал Болл.
Именно этот прогноз побудил Цукерберга и Суини инвестировать в эту область на столь раннем этапе. Потому что точно так же, как интернет-компании смогли подавить многие традиционные компании, будущий успех Метавселенной может привести к «падению многих ведущих игроков» – по крайней мере, если теория Болла верна.

Метавселенная: антиутопия с хорошим маркетингом

Тот факт, что элита Кремниевой долины согласилась с термином «метавселенная», примечателен, поскольку будущее, описанное в романе «Лавина», на самом деле не стоит того, чтобы стремиться к нему. В вымышленном мире правят крупные корпорации и организованная преступность. Цифровые валюты препятствуют адекватному налогообложению, и государство в значительной степени не имеет значения. Люди могут выйти из метавселенной, описанной в книге, но физический мир за пределами охраняемых жилых комплексов для высшего класса преимущественно отмечен бедностью. Кроме того, в книге также описаны люди, которые никогда не выходят из Метавселенной и впоследствии становятся полностью дисфункциональными.
Нил Стивенсон явно не думал о хорошем месте для жизни. Но в конце концов, конечно, это также относится и к романам Уильяма Гибсона, и все же термин киберпространство преобладал. Станет ли «метавселенная» повседневным термином, также зависит от того, насколько быстро технология сможет угнаться за видениями Болла, Цукерберга, Суини и Наделлы. Тем более, что Болл признает, что для создания метавселенной еще предстоит разработать бесчисленное количество технологий. Однако инвестор не верит, что есть четкий момент времени, когда можно говорить о реальной метавселенной. «Со временем она будет медленно развиваться, поскольку различные продукты, услуги и возможности интегрируются и объединяются друг с другом», – приходит к выводу Болл.

Роман
Оцените автора
Безопасник
Добавить комментарий