Как пережить пандемию и не потерять власть

Как пережить пандемию и не потерять власть

На Россию обрушились сразу все несчастья – коронавирус и падение цен на нефть, что пошатнуло общественное доверие к президенту Владимиру Путину.

“Мы попали в так называемый идеальный шторм”, – заявил московский эксперт Александр Макаркин.

Последствия довольно хаотичных действий властей в борьбе с коронавирусом уже видны. По данным правительственного социологического центра ВЦИОМ, Путину доверяют меньше 28% общества – это самый низкий показатель за 14 лет.

“То, что президент говорит по телевидению – это ложь”, – заявил непосредственно по телевидению вратарь известного футбольного клуба “Крылья Советов” Евгений Фролов. – “Когда лидер нации говорит “сделайте это и это”, а на самом деле никто ничего не собирается делать, то значит он не лидер, либо его не уважают. Я хотел бы открыть всем людям глаза: все, что правительство говорит нам по телевизору – чушь. В реальной жизни все совершенно иначе”.

Футболист был немедленно оштрафован за это высказывание. Но это не меняет того факта, что он выразил общее чувство. Президент “самоизолировал” себя в одной из своих резиденций (скорее всего, в подмосковном городе Ново-Огарево). Зрители отметили, что в комнатах, где записываются его выступления, нет окон, а помещение освещается искусственным светом. Отсюда и настойчивые слухи, циркулирующие по стране о том, что Путин сидит в бункере.

Президент сознательно отошел на второй план, чтобы не ассоциироваться с плохими новостями: необходимостью сидеть дома, пропускным режимом, потерей работы, ухудшением уровня жизни. Он сбросил управление на региональные власти, которые, как оказалось, не имеют для этого ни ресурсов, ни даже навыков.

“Когда возникли реальные проблемы, региональные руководители не знали, что делать, и ждали приказов от Кремля”, – заключил экономист Евгений Гонтмахер.

В то же время Путин – единственный лидер G20, который не принял решения об оказании прямой финансовой помощи гражданам, ревностно оберегая средства ФНБ (образованного за счет выручки от продажи нефти). Но оппозиция все настойчивее требует, чтобы он, наконец, помог.

Однако власти нагоняют страх: Фонд был лишен поступлений из-за падения цен на нефть. А те, в свою очередь, обрушились, потому что Путин в конце марта объявил ценовую войну Саудовской Аравии – в самый неподходящий момент. “Репутация блестящей тактики Путина всегда была преувеличена.” – заметил „Financial Times”

Сам президент признал, что нынешний кризис намного хуже, чем в 2008 году. Экономист Алексей Кудрин предупреждает, что в результате этого кризиса в России могут потерять работу до 8 миллионов человек. Поскольку, как показывает статистика, более 60% россиян не имеют никаких сбережений, и это будет действительно сильный удар для общества.

“В преддверии майских праздников (1 и 9 мая), если не будет ослабления правил самоизоляции, люди начнут публично показывать отчаяние из-за элементарного отсутствия денег. Это может выразиться не только в мирной демонстрации, но и попытками грабежей магазинов. Я боюсь, что такие события могут быть заразительными, а это значит, что они быстро распространятся на все регионы страны”, – считает Гонтмахер.

Однако в настоящее время нет никаких признаков того, что такой сценарий возможен. Российское общество остается традиционно пассивным. – Говорить о политических последствиях кризиса преждевременно. Макаркин предупреждает, что нужно несколько месяцев, чтобы начать говорить меньше о медицине и больше об экономике.

Роман
Оцените автора
Безопасник
Добавить комментарий