Стейкинг: пассивный доход или централизация власти?

Стейкинг: пассивный доход или централизация власти?

С переходом с Proof-of-Work (майнинг) на Proof-of-Stake, запланированным на 2022 год, стейкинг в Ethereum должен стать намного эффективнее. Переход уже начался: на сегодняшний день в новую Beacon Chain было внесено 12,8 млн ETH — согласно текущему курсу, это криптоактивы с внушительным эквивалентом около $25 млрд.
Степень децентрализации также кажется высокой: говорят, что в сети 383 000 так называемых валидаторов. Каждый из них внес не менее 32 ETH и отвечает за хранение данных, обработку транзакций и добавление новых блоков в блокчейн. Взамен они зарабатывают новый ETH (4,3% годовых) и помогают снизить потребление энергии Ethereum на 99% по сравнению с майнингом. Это одна из причин, почему есть довольно много политиков, которые хотят запретить или, по крайней мере, санкционировать энергоемкий майнинг BTC в пользу Proof-of-Stake.
Но стейкинг тоже подвергается критике. С одной стороны, сторонники биткоина, в частности, не считают сети Proof-of-Stake такими же надежными, как сети вроде BTC, которые поддерживаются чистой вычислительной мощностью, и указывают на взломы и повторяющиеся сбои, например, когда используются блокчейны Solana или Terra.
С другой стороны, есть и следующая точка зрения: стейкинг делает токен еще сильнее, но также обеспечивает усиление централизации. Потому что сначала пользователь в состоянии позволить себе делать депозиты (например, для Ethereum нужно как минимум 32 ETH, которые заблокированы как минимум на один год; или присоединиться к пулу); и, кроме того, именно крупные биржи превратились в наиболее важных поставщиков стейкинга. Binance, Kraken, Coinbase, Crypto.com и KuCoin уже давно занимаются стейкингом, а Bitpanda из Европы недавно пришла в этот бизнес.

Proof-of-Stake имеет тенденцию к централизации

Биткоин существует уже более 13 лет и никогда не подвергался взлому, в то время как в пространстве DeFi взламываются блокчейны. Proof-of-Stake имеет тенденцию к централизации в долгосрочной перспективе. Любой в системе Proof-of-Stake, у которого много монет, получает больше токенов, не тратя ресурсов и не выполняя никакой работы. Крупные биржи, такие как Coinbase и Binance, будут получать монеты пользователей и зарабатывать все больше и больше денег.
Опасность состояла бы в том, что возникла бы олигополия, в которой немногие разделили бы контроль. С Proof-of-Work, с другой стороны, майнеры всегда должны использовать реальные ресурсы, реальную энергию, реальное оборудование. То, что у майнера сейчас большая часть хешрейта, не означает, что он может сидеть сложа руки и расслабляться. Каждый майнер, присоединяющийся позже, имеет преимущество закона Мура: он обладает большей вычислительной мощностью и меньшим потреблением энергии. Это имеет децентрализующий эффект.

Частные инвесторы хотят иметь платформу

Цель компаний — сделать стейкинг максимально простым для всех. Криптовалютный рынок сильно зависит от спроса, предложение не является решающим фактором. Клиенты, особенно частные инвесторы, хотят иметь платформу, чтобы им не приходилось сталкиваться с техническими сложностями сделать ставку, стать валидатором.
Proof-of-Work — один из самых безопасных механизмов. В то время как злоумышленнику пришлось бы захватить более 51% вычислительной мощности в PoW, чтобы получить контроль, это было бы проще с Proof-of-Stake — злоумышленнику нужно было бы «только» купить 51% токенов. При рыночной капитализации в десятки, а то и сотни миллиардов долларов это связано с очень большими затратами — соответственно, на рынке широко распространены Proof-of-Work в разных версиях. Основные сети уровня 1 уже используют Proof-of-Stake или движутся в этом направлении, как Ethereum. Это, вероятно, более долгосрочная технология, но наблюдать за ней очень интересно.

Совершит ли Ethereum «Слияние»?

Запланированное изменение Ethereum с Proof-of-Work на Proof-of-Stake покажет, как будет продолжаться стейкинг и доверие к технологии. Изменение совсем не простое, дата снова и снова отодвигалась. В августе или сентябре должно наступить время, тогда должно произойти «Слияние» — т.е. слияние новой сети (уже на PoS) и старой основной сети (все еще на PoW).
Однако некоторые представители криптоиндустрии сомневаются, что «слияние» сработает. Так что вполне может быть, что фракция, возглавляемая майнерами, отделится от сети Ethereum, чтобы иметь возможность продолжить добычу ETH по старым правилам. Как это будет развиваться дальше, еще предстоит выяснить.

Роман
Оцените автора
Безопасник
Добавить комментарий